Поиск
Close this search box.

Дети с ОВЗ

Работа с детьми с ОВЗ

Кто такие «Дети с ОВЗ»?

Дети с ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья) – это дети, имеющие недостатки в физическом и (или) психическом развитии.
В основе педагогической классификации таких нарушений лежит характер особых образовательных потребностей детей с нарушениями в развитии и степень нарушения.
Различают следующие категории детей с нарушениями в развитии:
1) дети с нарушениями слуха (глухие, слабослышащие, позднооглохшие);
2) дети с нарушениями зрения (слепые, слабовидящие);
3) дети с нарушениями речи;
4) дети с нарушениями интеллекта (умственно отсталые дети);
5) дети с задержкой психического развития (ЗПР);
6) дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата (ДЦП);
7) дети с нарушениями эмоционально-волевой сферы;
8) дети с множественными нарушениями (сочетание 2-х или 3-х нарушений).

Статус «ребенок с ОВЗ» в детском саду дает детям данной категории определенные льготы:

право на бесплатные коррекционно-развивающие занятия с логопедом, психологом, дефектологом.



Психолого-педагогический консилиум в ДОУ (ППк)

ППк ДОУ создаётся с целью обеспечения диагностико-коррекционного психолого-педагогического сопровождения воспитанников с ограниченными возможностями здоровья и или состояниями декомпенсации, исходя из реальных возможностей образовательного учреждения и в соответствии со специальными образовательными потребностями, возрастными и индивидуальными особенностями, состоянием соматического и нервно-психического здоровья воспитанников.

Задачи ППк

  • комплексное обследование детей, имеющих те или иные отклонения в психофизическом развитии;
  • установление характера и причин выявленных отклонений;
  • выявление актуальных и резервных возможностей ребенка;
  • составление индивидуального образовательного маршрута ребенка;
  • организация здоровьесберегающего образовательного пространства;
  • отслеживание динамики развития и эффективности индивидуализированных программ;
  • подготовка и ведение документации, отражающей актуальное развитие ребенка;
  • консультирование педагогов и родителей;
  • организация взаимодействия между педагогами ДОУ и специалистами ППК (комиссии)

Наиболее типичные причины обращения на ППк:

  • Тяжелая адаптация ребенка в ДОУ
  •  Нарушения эмоционально-волевой и коммуникативной сферы
  •  Семья «группы риска»
  •  Тяжелые нарушения речи у детей
  •  Низкая познавательная активность, трудности в усвоении ООП ДОУ
  •  Низкий уровень школьной готовности

Алгоритм работы ППк:

  • Выявление проблемы, затруднений  у ребенка
  • Беседа с родителями  (законными представителями)
  • Психологическая диагностика
  • Заседание ППк (консилиума), выработка индивидуальной стратегии сопровождения ребенка
  • Реализация намеченной программы  индивидуального сопровождения
  • Отслеживание динамики развития ребенка
  • При необходимости внесение изменений в индивидуальную траекторию развития ребенка

Результат работы ППк ДОУ – разработка стратегии помощи ребенку

  • какого рода помощь требуется ребенку или группе детей
  • какую коррекционно-развивающую работу желательно осуществлять
  • какие особенности должны быть учтены в процессе обучения и общения
  • какую работу могут взять на себя участники консилиума
  • какую деятельность необходимо осуществлять силами педагогического коллектива
  • что можно сделать с помощью семьи
  • каких специалистов различного профиля вне ДОУ привлечь к работе.

Психологическое сопровождение ребенка включает в себя:

  • психологическую диагностику
  • консультирование родителей ребенка
  • посещение ребенком коррекционно-развивающих мероприятий в ДОУ (при необходимости)
  • дополнительное обследование специалистами ПМПК городского (краевого) уровня

Педагог-психолог ДОУ обязуется:

  • предоставлять информацию о результатах психологического обследования ребенка при обращении родителей (законных представителей)
  • не разглашать личную информацию, полученную в процессе индивидуального консультирования родителей

Родители (законные представители) имеют право:

  • обратиться к педагогу-психологу ДОУ по частному запросу
  • отказаться от психологического сопровождения ребенка (или отдельных его компонентов, указанных выше), предоставив ДОУ заявление об отказе

Перечень документов на ПМПК (психолого – медико – педагогическую комиссию), предоставляемые ДОУ при направлении

  1. Психолого-педагогическая характеристика воспитанника ДОУ.
  2. Выписка из протокола ППк (консилиума) ДОУ
  3. Подробная выписка из истории развития ребенка
  4. Справка от сурдолога, отоларинголога, офтальмолога, психиатра (для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата — от ортопеда и невролога)
  5. При обследовании ребенка на ПМПК (комиссии) присутствие родителей или лиц, их заменяющих, обязательно

 

 

 

Дата обновления страницы: 10.01.2023

Министерство науки и высшего образования Российской Федерации

Телефон доверия для детей, подростков и их родителей 88002000122

Май 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
 12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031