Работа с детьми с ОВЗ
Дети с ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья) – это дети, имеющие недостатки в физическом и (или) психическом развитии.
В основе педагогической классификации таких нарушений лежит характер особых образовательных потребностей детей с нарушениями в развитии и степень нарушения.
Различают следующие категории детей с нарушениями в развитии:
1) дети с нарушениями слуха (глухие, слабослышащие, позднооглохшие);
2) дети с нарушениями зрения (слепые, слабовидящие);
3) дети с нарушениями речи;
4) дети с нарушениями интеллекта (умственно отсталые дети);
5) дети с задержкой психического развития (ЗПР);
6) дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата (ДЦП);
7) дети с нарушениями эмоционально-волевой сферы;
8) дети с множественными нарушениями (сочетание 2-х или 3-х нарушений).
Статус «ребенок с ОВЗ» в детском саду дает детям данной категории определенные льготы:
право на бесплатные коррекционно-развивающие занятия с логопедом, психологом, дефектологом.
- Положение о психолого — педагогическом консилиуме МБДОУ «Березовский детский сад №3»
- план работы Ппк на 2022-23 г
- Положение об АОП приложения
- Дорожная карта
- приказ об утверждении дорожной карты
- модель исклюзивногообразования
- приказ обутверждении модели инклюзивного образования
Психолого-педагогический консилиум в ДОУ (ППк)
ППк ДОУ создаётся с целью обеспечения диагностико-коррекционного психолого-педагогического сопровождения воспитанников с ограниченными возможностями здоровья и или состояниями декомпенсации, исходя из реальных возможностей образовательного учреждения и в соответствии со специальными образовательными потребностями, возрастными и индивидуальными особенностями, состоянием соматического и нервно-психического здоровья воспитанников.
Задачи ППк
- комплексное обследование детей, имеющих те или иные отклонения в психофизическом развитии;
- установление характера и причин выявленных отклонений;
- выявление актуальных и резервных возможностей ребенка;
- составление индивидуального образовательного маршрута ребенка;
- организация здоровьесберегающего образовательного пространства;
- отслеживание динамики развития и эффективности индивидуализированных программ;
- подготовка и ведение документации, отражающей актуальное развитие ребенка;
- консультирование педагогов и родителей;
- организация взаимодействия между педагогами ДОУ и специалистами ППК (комиссии)
Наиболее типичные причины обращения на ППк:
- Тяжелая адаптация ребенка в ДОУ
- Нарушения эмоционально-волевой и коммуникативной сферы
- Семья «группы риска»
- Тяжелые нарушения речи у детей
- Низкая познавательная активность, трудности в усвоении ООП ДОУ
- Низкий уровень школьной готовности
Алгоритм работы ППк:
- Выявление проблемы, затруднений у ребенка
- Беседа с родителями (законными представителями)
- Психологическая диагностика
- Заседание ППк (консилиума), выработка индивидуальной стратегии сопровождения ребенка
- Реализация намеченной программы индивидуального сопровождения
- Отслеживание динамики развития ребенка
- При необходимости внесение изменений в индивидуальную траекторию развития ребенка
Результат работы ППк ДОУ – разработка стратегии помощи ребенку
- какого рода помощь требуется ребенку или группе детей
- какую коррекционно-развивающую работу желательно осуществлять
- какие особенности должны быть учтены в процессе обучения и общения
- какую работу могут взять на себя участники консилиума
- какую деятельность необходимо осуществлять силами педагогического коллектива
- что можно сделать с помощью семьи
- каких специалистов различного профиля вне ДОУ привлечь к работе.
Психологическое сопровождение ребенка включает в себя:
- психологическую диагностику
- консультирование родителей ребенка
- посещение ребенком коррекционно-развивающих мероприятий в ДОУ (при необходимости)
- дополнительное обследование специалистами ПМПК городского (краевого) уровня
Педагог-психолог ДОУ обязуется:
- предоставлять информацию о результатах психологического обследования ребенка при обращении родителей (законных представителей)
- не разглашать личную информацию, полученную в процессе индивидуального консультирования родителей
Родители (законные представители) имеют право:
- обратиться к педагогу-психологу ДОУ по частному запросу
- отказаться от психологического сопровождения ребенка (или отдельных его компонентов, указанных выше), предоставив ДОУ заявление об отказе
Перечень документов на ПМПК (психолого – медико – педагогическую комиссию), предоставляемые ДОУ при направлении
- Психолого-педагогическая характеристика воспитанника ДОУ.
- Выписка из протокола ППк (консилиума) ДОУ
- Подробная выписка из истории развития ребенка
- Справка от сурдолога, отоларинголога, офтальмолога, психиатра (для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата — от ортопеда и невролога)
- При обследовании ребенка на ПМПК (комиссии) присутствие родителей или лиц, их заменяющих, обязательно
Список документов, предоставляемые на ПМПК