Форма организации обучения — это способ организации обучения, который осуществляется в определенном порядке и режиме. Основной формой организации образовательного процесса в очной форме обучения является организованная образовательная деятельность (ООД).
Формы отличаются:
— по количественному составу участников,
— характеру взаимодействия между ними,
— способам деятельности,
— месту проведения.
Формы организации образовательной деятельности
Формы организации | Особенности организации |
Индивидуальная | Позволяет индивидуализировать обучение (содержание, методы, приемы, средства), однако требует от воспитанника больших нервных затрат; создает эмоциональный дискомфорт; неэкономичность обучения; ограничение сотрудничества с другими воспитанниками |
Групповая (индивидуально-коллективная) | Группа делится на подгруппы. Число занимающихся может быть разным от 3 до 8 человек, в зависимости от возраста и уровня обученности детей.
Основание для комплектации: личная симпатия, общность интересов. Педагогу важно обеспечить взаимодействие детей в процессе обучения. |
Фронтальная | Работа со всей группой, единое содержание. Достоинством является:
-четкая организованная структура, — простое управление; — возможность взаимодействия детей; — экономичность обучения. Недостаток – трудности в индивидуализации. |
Характер взаимодействия «Взрослый – ребенок»: уважение личности ребенка, учет его индивидуальных потребностей и возможностей, признание его полноценным участником образовательных отношений, поддержка положительной самооценки ребенка, уверенность в собственных возможностях и способностях.
Характер взаимодействия «Ребенок-ребенок»: создание условий для позитивных доброжелательных отношений между детьми, развитие коммуникативных способностей, позволяющие решать конфликтные ситуации со сверстниками.
Способы и направления поддержки детской инициативы: создание условий для свободного выбора детьми деятельности, участников совместной деятельности, для принятия детьми решений, выражения своих чувств и мыслей, не директивную помощь, поддержку самостоятельности, разработки индивидуальных программ.